menu
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Язык фар и габаритов.
IgorДата: Пятница, 03.10.2008, 07:09 | Сообщение # 1
Группа: Друзья
Сообщений: 87
Статус: Offline
Язык фар и габаритов. Автомобильная азбука Морзе

Их должен знать каждый, кто сел за руль. Будучи негласными и неофициальными, различные вариации намёков световыми и звуковыми сигналами значительно упрощают процесс езды на автомобиле. А уметь правильно понять и расшифровать знак коллеги-автомобилиста не менее важно, чем знать правила дорожного движения. Ведь даже очевидный на первый взгляд сигнал — дальний свет в спину — в некоторых случаях означает вовсе не просьбу уступить дорогу. «Известия в Украине» разобралась в том, как автовладельцы общаются прямо на ходу.
Как водители общаются между собой без слов
Шифровка по-автомобильному

Поздним вечером я неспешно ехал по Крещатику. Вдруг инспектор поравнявшегося с моей машиной автомобиля ГАИ включил проблесковые маячки и жестами приказал остановиться у обочины. В голове закрутилось: «Что случилось? Что не так?». К своему удивлению от гаишника я услышал даже не просьбу предъявить документы. «У вас задняя дверь плохо закрыта. Что ж вы так, осторожнее!» — мирно произнёс лейтенант.

Это говорит о том, что если водитель из соседнего ряда истерически вам сигналит и размахивает руками, не стоит делать поспешных выводов. Вероятнее всего, перед вами вовсе не пациент психоневрологической клиники и даже не дорожный «разводила». У вас просто приспущено колесо, открыт лючок бензобака или по асфальту волочится прижатый дверью ремень безопасности.

Помимо явных сигналов в обиходе водителей существует масса зашифрованных. В отличие от изобретённой американцем Сэмюелем Морзе азбуки у системы бесконтактного дорожного общения конкретного автора нет. А роль точек и тире тут играет свет фар, указатели поворотов и аварийная сигнализация. Комбинируя эти простые сигналы, по необходимости дополняя их жестикуляцией, водители общаются и предупреждают друг друга об опасностях прямо на ходу. Увы, точного списка таких «маячков» с их расшифровкой не существует. Науку дорожных шифров автолюбители перенимают от более опытных автомобильных гуру либо узнают секреты дорожной коммуникации на практике, по мере накопления водительского опыта.

Законы трассы

Если встречный автомобиль два раза моргнул вам коротким сигналом дальнего света — нет сомнений, впереди притаилась засада с жезлами и радаром. Чтобы избежать общения с дорожными милиционерами, срочно сбрасывайте скорость.

Когда же едущая навстречу машина буквально обстреливает вас многочисленными короткими сигналами дальнего света, следует быть максимально бдительным. Подобные «очереди» означают, что впереди опасность: ДТП, препятствие на дороге, повалившийся столб, большая яма, дорожные работы или другая опасность. Реакция всё та же — сбрасываем скорость. И не забываем сказать доброжелателю «спасибо», показав над рулём открытую ладонь.

Помните, что начинающие водители не волшебники, а только учатся. Они тоже горят желанием проявить водительскую солидарность и предупредить коллег о гаишниках. Но по неопытности частенько моргают не два раза, а только один. Увидев такой сигнал, на всякий случай притормозите. В любом случае впереди что-то не так.

Ночью направленный в лицо поток дальнего света от встречных машин может говорить о том, что вы слепите их. Возможно, по невнимательности вы включили дальний свет или по той же причине его не выключили. Не исключён вариант, что на автомобиле плохо отрегулирован ближний свет фар; в этом случае он доставляет встречным не меньше дискомфорта, чем ослепляющий дальний. Как правило, о подобных оплошностях предупреждают длительным включением дальнего света либо поочерёдным переключением ближнего на дальний.

Выходить на обгон нужно с включённым левым поворотником. Если впереди свободно, продолжайте ехать с включённым левым указателем поворота. Для движущихся позади машин это означает, что за вами можно смело следовать, впереди чисто. Но если видите «встречника» и предполагаете, что за вами обгон будет небезопасным, при возвращении в ряд включайте правый поворот. Едущему позади водителю это предупреждение: «Не спеши, опасно».

Сам по себе обгон по встречной полосе — один из самых рискованных манёвров. Ведь в случае столкновения лобовые скорости суммируются: оба ехали 100 км/ч, а последствия — как от удара на скорости все 200 км/ч в бетонную стену. До критических ситуаций лучше не доводить. Но всё же полезно знать: если вдруг вы не успеваете обойти попутный автомобиль, включайте дальний свет фар. В такой нештатной ситуации сигнал говорит встречному автомобилю: огромная просьба — ехать по возможности правее, чтобы избежать столкновения. Да и притормозить в своей полосе всегда проще, чем прибавить скорость и успеть завершить обгон по встречной. Хотя виноват в возникновении таких ситуаций только «встречник».

Дальнобойщик подмигнул

На узких трассах, где в каждую сторону есть лишь одна полоса движения, дальнобойщики и водители крупных автобусов очень помогают хозяевам легковушек. За рулём своих фур они сидят высоко, значит, и глядят далеко. С водительского места грузового автопоезда дорога просматривается на многие сотни метров вперёд.

Драйверы большегрузов по своей доброй воле решили помогать коллегам на авто небольших габаритов: подсказывать, когда обгонять можно, а когда нельзя. Эту аксиому каждый водитель обязан запомнить раз и навсегда: если идущая впереди фура включила левый указатель поворота, значит, выходить на обгон нельзя ни в коем случае. Впереди встречная. Если же грузовик моргает правым поворотником, то встречная полоса свободна, и можно смело начинать манёвр. Главное — не перепутать значения двух сигналов, это смертельно опасно. Не забудьте поблагодарить за подсказку — несколько раз моргнуть «аварийкой» после завершения обгона.

Если же фура обгоняет вас, не поленитесь коротко моргнуть её водителю дальним светом, когда прицеп уже обошёл авто. Тем самым вы подскажете дальнобойщику, что манёвр можно завершать, перестроившись вправо. Ведь крупногабаритному транспорту по зеркалам трудно точно определить момент финала обгона.

Европейское «спасибо»

Все автомобилисты знают, что дальний свет в спину означает: уступи дорогу. Некоторые автолюбители сопровождают эту просьбу ещё звуковым сигналом. Оправданной такую меру можно считать лишь в том случае, если идущий впереди, что называется, ползёт. Бывает, что водитель замечтался и не замечает выстрелов света в зеркале заднего вида — короткий гудок клаксона поможет его разбудить.

Ослепление дальним светом нельзя назвать корректным вариантом просьбы освободить путь. Скажем, в Европе давно принято куда более деликатно объясняться, включив левый указатель поворота. К сожалению, на Украине этот сигнал распознают немногие водители.

Автомобилист, который не прочь уступить дорогу, но лишь после опережения, например, колонны фур, должен включить правый «поворотник» и продолжать обгон. Это будет означать для едущего сзади: «Подожди. Тебя вижу. Сейчас закончу манёвр и уступлю».

Водителя, уступившего вам дорогу, нужно непременно поблагодарить всё тем же морганием аварийки. Кстати, если кнопка аварийной сигнализации расположена неудобно, «спасибо» можно говорить ещё поочерёдным включением правого и левого указателей поворота. Впрочем, это тоже европейский обычай. Как ещё можно истолковать дальний свет в спину? Если в этот момент вам ещё подмигивают правым «поворотником», стоит остановиться возле обочины. Вероятно, с вашей машиной какие-то неполадки.

Кстати, в зеркале заднего вида вы видите машину, которая едет впритык, бампер в бампер. Перед торможением не поленитесь предупредить несознательного водителя коротким и несильным нажатием на педаль тормоза. И только после этого начинайте тормозить по-настоящему. Такая мера способна уберечь заднюю часть машины от фатальных разрушений.

Фига — благородный жест

В городской суматохе часто возникают спорные дорожные ситуации, и кому-то из участников дорожного движения приходится идти на уступки. Главный предмет спора — приоритет проезда, или кто кому уступает. С подсказками тут всё просто; два коротких «выстрела» дальним светом означают «Пропусти!». А один короткий — «Пропускаю». Во избежание недоразумений днём старайтесь дополнять дружеское подмигивание жестикуляцией.

Заблаговременно включайте указатель поворота перед тем, как перестроиться в другой ряд. Если вам не уступают, откройте окно и продублируйте пожелание взмахом руки. Кстати, именно руками принято сигнализировать соседям по дороге, что у них открыта дверь, вывалился ремень безопасности или прижата одежда. Хлопаньем ладонью по воздуху предупреждают о том, что у рядом идущей машины открыт багажник. А если рукой показывают на обочину — значит, с машиной неполадки. Стоит остановиться и проверить.

Фига из окна, направленная в сторону водителя грузовика или «газели», не несёт в себе ничего обидного. Это тоже знак. Он означает, что между сдвоенными задними колёсами застрял камень. Главное — по неосторожности не использовать другую комбинацию пальцев, которая недавно стала причиной конфликта между спикером Верховной Рады и одним из высокопоставленных милиционеров.

При общении с пешеходами следует быть особо деликатным. Звуковой сигнал может напугать человека, а световой — оказаться непонятым. Лучше просто показать рукой, мол, уступаю. А если зазевавшийся мечтатель разгуливает по проезжей части с неинтенсивным движением и объехать его не получается, можно попросить его отойти через открытое окно. Или обозначить своё присутствие в непосредственной близости, нажав газ на нейтральной передаче. Машина «рыкнет», пешеход обратит на неё внимание и освободит дорогу.

Не только благодарность

Кстати, моргая «аварийкой» можно не только выразить признательность, но и предупредить об опасности. Если вы вынуждены резко затормозить на скоростной дороге (например, впереди авария или большая яма), сразу после остановки включайте аварийную сигнализацию. Это поможет идущему на большой скорости автомобилю вовремя заметить вас и остановиться. В свою очередь он тоже должен включить «аварийку». Далее — по цепочке.

Полезно знать

Когда передвигаетесь задним ходом, включайте указатели поворота с той стороны, в которую поворачивает задняя часть автомобиля.

Лёгкое недовольство выражается двойным сигналом клаксона, возмущение — тройным.

Ученики, «подснежники» (кто за рулём лишь в тёплый период года) и просто невнимательные водители часто не понимают дорожную азбуку. Их реакция непредсказуема.

Если…

Нужен буксир. Стоя на обочине, демонстрируйте рукопожатие, будто разрываете что-то двумя руками.

Спустилось колесо. Описываете указательным пальцем круг в воздухе и сразу направляете его вниз.

Закончился бензин — опущенный вниз большой палец на сжатой в кулак руке.

Нужен домкрат. Прижмите локоть к туловищу, резко взмахивайте предплечьем и кистью.

Нужен насос. Имитируйте руками движения, будто качаете насос.
Автор/источник: Дмитрий Комаров, www.izvestia.com.ua

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: